- Законодательство
- Контакты
- Новости
- Обращения граждан
- Фотогалерея
- Видеоматериалы
- Об учреждении
- Общие сведения
- Прожиточный минимум
- Типовые условия использования открытых данных
- Инструкция по подключению цифрового ТВ
- Закупки
- Очерки о ребятах из отделения социального сопровождения инвалидов МКУ «Социальная гарантия»
- Независимая оценка качества
- Безопасность в интернете

«Квартиранты». Как на Урале людей с ДЦП и аутизмом учат жить самостоятельно. Уникальный социальный проект реализован в Челябинске для молодых людей со сложными диагнозами в развитии.
Уже четыре года в Челябинске успешно работает муниципальный проект «Тренировочные квартиры» по социализации молодых людей с особенностями умственного развития. Сотрудники проекта помогают подопечным от 18 до 40 лет получить навыки самостоятельной жизни. Специалисты на практике учат «квартирантов» заботиться о себе, готовить еду, ходить в магазин и коммуницировать с окружением.
Подробности от корреспондента chel.aif.ru, побывавшего в гостях у ребят.
Обычная квартира с особенными постояльцами
В 2021 году городская администрация приняла решение создать на базе МКУ «Социальная гарантия» отделение сопровождения инвалидов. Для этого, в управление организации была передана трехкомнатная квартира в жилом доме на улице Воровского. Сейчас в Челябинске работают три такие квартиры, в Центральном, Ленинском и Курчатовском районах.
Одна из них специально оборудована под людей с ограниченными физическими возможностями, у нее отдельный вход, а две другие расположены в обычных подъездах многоквартирных жилых домов. В планах проекта – расширяться и открыть квартиры во всех районах города.
Обстановка квартир максимально приближена к обычным домашним условиям. Проект направлен на то, чтобы социализировать особенных ребят, не отправляя их в интернат. И это единственное подобное муниципальное учреждение в России.
Обычно, в таких проектах заинтересованы родители детей с особенностями развития, есть НКО, которые организовали похожие центры помощи в Москве, Питере и Пскове. Но у челябинского проекта своя специфика. Главное отличие в том, что челябинцы принимают в проект молодых людей с гораздо более сложными диагнозами.
«Мы берем всех»
«Мы берем всех, делаем исключение только если человеку требуется медикаментозное лечение для снятия агрессии. Мы с этим сталкивались на практике и пришли к выводу, что безопасность пребывания в тренировочных квартирах - один из основных наших приоритетов для успешной социализации инвалидов с ментальными нарушениями», – рассказывает директор организации, Марина Михайловна Вандровская.
Часто родителям проще сделать что-то самим, чем проконтролировать ребенка с особенностями развития, добиваясь от него самостоятельного выполнения действий.
Некоторые молодые люди приходят в проект, не имея даже навыков личной гигиены. Большинство не в состоянии позвать на помощь, приготовить себе простейшую еду или даже налить чай. Они беспомощны, как маленькие дети, хотя им всем от 18 до 40 лет.
В основном, у ребят совмещенные диагнозы. Наиболее частые: аутизм, умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна, шизофрения, – в различных сочетаниях.
Это поведение, с которым работают специалисты тренировочных квартир: клинические психологи, дефектологи, олигофренопедагоги, – они находят способы и подходы, чтобы научить молодых людей элементарным бытовым и социальным навыкам. Делают все, чтобы «квартиранты» смогли жить самостоятельно, а не в специальных учреждениях и интернатах.
«Домашние задания» для родителей
За четыре года курс прошли 134 человека, многие из них гостили в квартирах не по разу, и у большинства хорошие, устойчивые результаты. Некоторые «квартиранты» просто преобразились. Специалисты постоянно слышат слова благодарности от родителей, и гордятся успехами своих подопечных.
Саша А. (имя изменено – прим. редакции) пришел в проект в 20 лет, сейчас ему 23 и это два разных человека. Мама Саши рассказывает, что первое время очень переживала, каждый день ждала звонка с сообщением, что в проекте от Саши откажутся. Из-за проблем с поведением, он не закончил ни садика, ни школы, ни какого-либо другого образовательного учреждения.
Сейчас Саша самостоятельно приезжает в тренировочную квартиру, и дома решает все бытовые вопросы без посторонней помощи. Мама счастлива, а специалисты проекта благодарны ей за выполнение рекомендаций в домашних условиях.
«Наши специалисты вкладывают в работу весь свой энтузиазм и потенциал. После каждого курса мы также даем родителям «домашнее задание». Когда усилия родителей и специалистов объединяются, результаты просто потрясающие!», – делится Марина Михайловна.
Из-за особенностей развития, квартиранты быстро «забывают» приобретенные навыки, если домашнее окружение их не поддерживает. Такие ситуации тоже бывают, но, даже в этом случае, прогресс у молодых людей есть. Просто они двигаются намного медленнее, каждый раз им приходится сначала заново адаптироваться, вспоминать старое и только потом проходить новые этапы обучения.
Могут просто жить
Благодаря совместным усилиям специалистов и родителей, участники проекта могут жить в социуме, они уже обучены самостоятельности. Ходят в магазин, могут съездить в больницу, следят за порядком в квартире, пользуются транспортом или такси. Они живут нормальной полноценной жизнью. Некоторые работает в меру своих возможностей: озеленителями, швеями, уборщицами, - приносят пользу обществу.
Проблемы с особенными людьми возникают, только если им не привиты бытовые и социальные навыки. Был случай, когда мама умерла, а дочь несколько дней находилась с ней в закрытой квартире, не могла сама выйти из дома. Выжила просто потому, что пила воду.
Соседи проявили сознательность, забили тревогу, заметив, что мать не появляется на людях, и дверь на звонки не открывает. Дверь вскрыли, дочь определили в интернат... И подобные случаи у людей с особенностями развития нередки.
Для таких родителей и ребят тренировочные квартиры – настоящее спасение.
Всё в картинках
Все обучающие программы для квартирантов - в картинках. Многие из них не умеют читать, и вообще, люди лучше воспринимают информацию с визуальными образами. У каждого постояльца свои задачи и расписание на день. Есть мотивационная программа, правила поведения и так далее.
Финансовые уроки – на имитации денежных купюр; приготовление еды – картинка блюда, потом рецепт с картинками приготовления, далее картинки с ингредиентами, которые надо купить в магазине. В туалете – фото-инструкции, как закрыть дверь, как поднять или опустить крышку на унитазе и нажать кнопку сливного бачка. Все действия по уборке квартиры, мытью посуды и прочим бытовым вопросам также визуализированы.
Когда группа собирается идти в магазин, участники составляют себе «список» покупок, наклеивая отрывные картинки на специальный лист. Берут с собой настоящие деньги. В магазине каждый самостоятельно набирает корзину, проверяет срок годности продуктов, рассчитывается на кассе и обязательно берет чек и считает сдачу. Конечно, в магазин с группой идет специалист, чтобы помочь, если возникнут сложности, но действуют ребята самостоятельно.
Большое внимание в программе уделяется и внешней активности. Квартиранты посещают группами боулинг, гончарную мастерскую, караоке, батутный центр, кинотеатры и другие развлекательные заведения.
Новая семья
Большинство подопечных проекта говорят, что хотят прийти на обучение снова, но очередь расписана почти на год вперед. Каждый курс длится три месяца, в одной квартире занимаются четыре человека. Многие квартиранты, закончив курс, продолжают общаться друг с другом и в обычной жизни. А иногда приходят в тренировочные квартиры в гости, чтобы пообщаться с друзьями и познакомиться с новичками.
Про каждого участника специалисты проекта могут рассказывать бесконечно, все истории уникальны. К концу заезда новички раскрываются и заранее начинают скучать по обществу сокурсников. Поэтому сотрудники стали регулярно проводить для подопечных открытые мастер классы. На них приглашаются все, кто проходил курсы в тренировочных квартирах ранее. Мыловарение, рисование, роспись на одежде, изготовление сувениров, выращивание растений, – для каждого находится занятие по вкусу.
С соседями квартиранты живут дружно, участвуют в дворовых делах – уборке, высадке цветов, здороваются при встрече. Выстраивают отношения между собой и со специалистами. И хотя изначально у всех разный уровень социализации, через три месяца в тренировочной квартире ребята обретают для себя буквально новую семью.
Источник: АиФ-Челябинск
Изображения






